9 лучших красок для батарей (радиаторов) отопления

За счет того, что батареи отопления часто меняют свою температуру и нередко нагреваются до слишком высоких показателей, используемое красящее вещество обязательно должно рассчитываться с учетом этих особенностей. Поэтому следует отдавать предпочтение только хорошо проверенным брендам, которые выпускают качественную продукцию термостойкую, не выделяющую неприятных запахов, не желтеющую при частом нагревании, а также соответствующую всем общепринятым требованиям к данным средствам.

Можно ли и красить батарею в отопительный сезон?

Хозяева городских квартир привыкли проводить точечные ремонтные работы в зимний период. И действительно, большинство наших граждан свое свободное время в весенний, летний и осенний периоды проводят на дачах и загородных участках, уезжают к морю и в другие страны, а поэтому возможность обновить интерьер чаще всего появляется лишь зимой. При выполнении стандартных работ по покраске потолка или оклейке обоями стен, проблем обычно не возникает, а вот можно ли красить горячие батареи — знают не многие.

Выбор краски

Учитывая специфические условия эксплуатации радиаторов, к лакокрасочному покрытию предъявляются особые требования следующего характера:

  • высокая термостойкость. Покрытие должно быть рассчитано на постоянную эксплуатацию при температуре 80-90 градусов;
  • устойчивость цвета. Покрытие должно сохранять свой первоначальный цвет в течение длительного периода;
  • высокие защитные качества. Необходимо выбирать краски, обеспечивающие эффективную защиту от коррозии;
  • хорошая адгезия. Краска должна хорошо ложиться на поверхность металла и не отслаиваться в процессе эксплуатации радиатора;
  • высокая прочность и износостойкость создаваемого покрытия;
  • безопасность. Покрытие при нагреве не должно выделять в воздух токсичные вещества и посторонний запах.

Лучше всего всем этим требованиям соответствуют современные акриловые краски.

Виды красок для радиаторов отопления

Эстетичность и красота окрашенных отопительных батарей зависят не только от стоимости ЛКМ, но и от правильного выбора краски по химическому составу. Производители лакокрасочных материалов выпускают краски на различных основах. При выборе наиболее подходящего варианта для конкретной батареи необходимо учитывать положительные и отрицательные характеристики каждого вещества.

В зависимости от материала изготовления радиаторов краски выбираются из следующих категорий:

  1. Масляные.
  2. Водоэмульсионные.
  3. Алкидные.
  4. Силиконовые.
  5. Порошковые.
Виды красок для радиаторов отопления

Для первичного слоя рекомендуется глянцевая краска для труб отопления. Последующий повторный слой должен быть матовым, чтобы максимально скрыть возможные дефекты и неровности металла.

Разнообразие красок, подходящих для покраски батарей отопления, по-настоящему удивляет. К тому же продукция постоянно совершенствуется, поэтому рекомендуется изучить доступный каталог и сделать правильный выбор.

Требования к ПС для батарей

Смеси для покрытия РО и труб имеют несколько отличительных параметров от обычных ПС. Поэтому перед их покупкой важно особое внимание уделить техническому описанию и правилам эксплуатации.

Прежде всего, ПС не должна нести угрозу жильцам и не содержать токсические вещества. Поэтому покупая ее, особо внимательно изучите состав и соответствие общепринятым нормам. Заграничные составы, продаваемые на прилавках строительных магазинов, должны соблюдать все европейские критерии. Отечественные смеси – действующим в РФ ГОСТам. Если на этикетке есть ссылка только на технические условия, то такая смесь не прошла официальной проверки и ее лучше не покупать.

Читайте также:  Двухтрубная система отопления: схемы, преимущества и недостатки

Минимальный показатель термостойкости — + 80 градусов. В противном случае, краска будет трескаться, слоиться и желтеть. Чем выше термостойкость, тем качественнее продукт.

Лучше всего выбирать быстросохнущую смесь – это существенно снизит временные затраты на покраску, поскольку ее нужно производить два раза.

Антикоррозийное свойство материала должно защищать РО от внешнего агрессивного воздействия. Как правило, этот момент учитывается при создании краски для работы с металлическими поверхностями.

Определенные покрасочные смеси (ПС) достаточно резко пахнут до момента, пока полностью не высохнут. Чтобы избежать отравления, их лучше использовать в хорошо проветриваемых помещениях.

ПС для РО должна быть влагостойкой, поскольку периодически батареи нужно мыть мыльной водой. Получившейся слой должен обладать хорошей теплопроводностью, иначе он снизит теплоотдачу РО.

Как правильно выбрать краску для радиаторов?

Широкий ассортимент различных марок приводит к тому, что покупатели сталкиваются с проблемой, какой именно краске отдать предпочтение. Поэтому при выборе необходимо обязательно обращать внимание на то, соответствует ли эмаль следующим требованиям:

  1. Ровно ложиться на изделия из металла;
  2. Обеспечивать защиту от ржавчины и коррозионного разрушения;
  3. Выдерживать повышенную температуру;
  4. Сохранять первоначальный цвет долгое время.

При выборе краски важно учитывать материал, из которого изготовлен радиатор.

Кроме того, необходимо учитывать еще и то, из какого материала изготовлены батареи и радиаторы. Ведь они могут быть сделаны из самых разных металлов, а также их сплавов. Специалисты рекомендуют следовать нескольким советам:

  1. Для устройств из стали, алюминия и биметаллического состава лучше использовать акриловые либо алкидные краски;
  2. Для чугунных батарей хорошо подходят эмали любого вида, кроме масляной. Однако для того, чтобы вещество ложилось ровным и тонким слоем, нужно смешивать его с разбавителем;
  3. Лучше отказаться от использования масляных красок даже самых известных марок, ведь она очень редко выполняет защитные и декоративные функции на таком же уровне, как и другие

Акриловые краски

В качестве растворителя в акриловых красках используется вода, поэтому они не издают неприятного запаха и не воздействуют на организм человека (во время покраски радиатора в помещении могут находиться люди, не испытывая при этом никаких неприятных ощущений). Для засыхания краски требуется всего 40-50 мин, после чего можно приступать к использованию отопительного прибора.

Эмаль акриловая белая для радиаторов, полуглянцевая. Время высыхания 1 час. Расход — 1кг на 12 секций в 2 слоя.

Акриловая эмаль для радиаторов образует на окрашиваемой поверхности полимерное покрытие, которое предотвращает смытие краски водой, а также делает покрытие устойчивым к механическому воздействию.

К недостаткам акриловых красок относиться то, что перед их нанесением на батарею, поверхность следует покрыть грунтовкой. Дело в том, что оставшаяся на металлической поверхности ржавчина обязательно выступит наружу через слой акриловой краски. Этот процесс может предотвратить либо полное удаление ржавчины, либо предварительно нанесенный слой грунтовки.

Читайте также:  Как установить электрокотел в систему отопления?

Совет! Для более качественного окрашивания батареи, рекомендуется наносить на грунтовку 2 слоя акриловой эмали.

После завершения покрасочный работ, кисточку можно легко помыть в обычной водопроводной воде из под крана. Причем смываемая эмаль не в состоянии забить или повредить водопровод.

Выбор краски

Теперь давайте выясним, чем покрасить чугунные батареи.

Главным условием является термостойкость покрытия: в системе централизованного отопления температура теплоносителя в пик холодов может достигать 95 градусов. На соответствие красителя этому требованию указывает надпись “термостойкая” или “для радиаторов” на упаковке.

Ищите слово “термостойкая” на упаковке

Стоит уточнить: чугунные радиаторы используются не только на водяном, но и на паровом отоплении. В системах парового отопления температура перегретого пара может достигать 150-400 градусов по шкале Цельсия. Однако в наше время такие системы сохранились лишь в промышленных условиях, на предприятиях старой постройки.

Приведем несколько примеров соответствующих красок:

Внешний вид упаковки и название Описание

Радикор от КрасКо

  • Связующее — смесь алкидной и меламинформальдегидной смолы в органическом растворителе;
  • Разбавители — ксилол и сольвент;
  • Окрашенная поверхность сохраняет цвет при нагреве до +80 градусов, прочность — при нагреве до 120 градусов;
  • Для чистки можно применять любые бытовые моющие средства (кроме абразивных);
  • Защищает окрашенное основание от коррозии и может наноситься по ржавчине (после очистки от рыхлого корродировавшего металла);
  • Допускается нанесение на основание с температурой до +60 градусов;
  • Время сушки — не больше 6 часов на слой;
  • Расход — до 140 г/м2;
  • Цена — от 300 р/кг.

Акриловая эмаль Универсал от Текс

  • Связующее — акриловые смолы;
  • Разбавитель — вода;
  • Краска полностью лишена запаха при нанесении и сушке;
  • Долговременная эксплуатационная температура — до +75 градусов с кратковременным нагревом до +120°С;
  • Расход — 100г/м2 при нанесении одним слоем;
  • Фактура окрашенной поверхности — полуглянцевая;
  • Время сушки слоя — до 6 часов;
  • Набор полной прочности покрытия занимает 14 дней;
  • Покрытие устойчиво к мытью бытовыми моющими средствами и сухому истиранию;
  • Цена килограмма — от 280 рублей.

Кремнийорганическая (силиконовая) Tikkurila Termal Musta Silikonimaali

  • Связующее — силиконовая смола;
  • Разбавитель — композитный растворитель Тиккурила №1031 (смесь ксилола, этилбензола, Н-бутанола и 1-метокси-2-пропанола);
  • Фактура — полуматовая;
  • Расход — до 70 г/м2 на один слой;
  • Время высыхания — 30 минут;
  • Набор полной прочности — 1 час при температуре +230°С;
  • Термостойкость — до 400°С;
  • Совместимые основания — сталь, чугун, цветные металлы (без грунта);
  • Цена — от 1800 р/кг.

Семейство жаростойких эмалей Senta

  • Основа — модифицированная алкидная смола, металлические и минеральные жаростойкие пигменты;
  • Разбавители — ксилол, №650, №646;
  • Термостойкость — 400 градусов;
  • Расход — до 65 г/м2 на слой;
  • Совместимое основание — металл без грунта;
  • Цена — от 1200 рублей.

Красим акрилом

Перед покраской батарею отмывают и снимают отслаивающуюся старую краску – это классика жанра. После этого вымешайте краску и наносите кисточкой прямо на тёплую батарею. Пропусков не делайте, но и подтёки не нужны. Наносить придётся 3-4 слоя, но это не проблема – краска высыхала минут за 15. Резиновые перчатки не нужны, но руки мойте сразу после работы – потом в ход пойдёт мат и мочалка – после высыхания латекс держится крепко.

Как результат, 1 литром Sniezka Nature мы за вечер перекрасили 3 радиатора. Никаких проблем не возникло – батареи смотрятся красиво, состав держится хорошо, протирание влажной салфеткой цвета не даёт.

Отсюда вывод – не живите старыми стереотипами, ищите и находите, стучите и отворят вам.

Подготовка к окрашиванию

Не обойтись и без ряда строгих правил, ведь от этого зависит эстетика будущего радиатора. Рассмотрим поэтапно подготовительный процесс.

  1. Подготовка рабочего места. Неумирающая классика, без которой ремонт превратится в бесконечную уборку его последствий. Для защиты от пыли, мусора и капель ЛКМ закрепите лист картона за и под радиатором.

  1. Сначала, самый простой и легкий этап — очищение от пыли и грязи. Особых усилий не требуется, достаточным будет наличие пылесоса и/или влажной тряпки. И пока батарея сохнет, готовимся к следующей «подготовительной ступеньке», попутно ища прибор для механической обработки или собираясь в магазин за спецсоставом.

  1. Очищаем от старой краски и ржавчинытремя способами (в зависимости от въедливости прежнего покрытия):

  • С помощью металлической щетки — при наличии неограниченного времени и сил;

  • Смело просим у соседа (брата, свата) болгарку с зачистным кругом — эффект тот же, но без лишних усилий и затрат времени, однако помним, что с большими оборотами лучше не шутить, иначе повредится верхний слой самой батареи;

  • Но есть еще один чудодейственный вариант — химсостав (паста, гель или аэрозоль). Как только краска размягчится (от 15 до нескольких часов) — удаляем слой шпателем и щеткой. Смывка в виде аэрозоля в разы удобнее для труднодоступных мест.

  • Далее используем специальный состав для удаления ржавчины (если она есть конечно), не забываем при этом после применения хорошенько промыть батареи, чтобы не осталось кислот и солей после химсоставов.

  • А есть еще такое замечательное средство — как преобразователь ржавчины, который не только удалит накопившуюся, но и защитит от будущей ржавчины

ВАЖНО! Используем средства индивидуальной защиты: перчатки, очки, респиратор. Перед тем, как начать работы — обязательно ознакомьтесь с инструкцией производителя, чтобы обезопасить радиатор от повреждения.

  1. Грунтование батареи. Зачищаем наждачной бумагой все мелкие недочеты. Для чугунного отопительного модуля правильнее будет воспользоваться металлической щеткой. После этого — все по сценарию: обезжириваем и грунтуем. Выбираем антикоррозийную грунтовку для металла, совместимую с красящим составом.

Форма имеет значение

Большинству людей приходится экономно распоряжаться своими ресурсами, пользуясь старыми инструментами. Это нельзя назвать правильным методом. Такая экономия не рациональна, так как забирает массу времени и сил. Вместо кисти небольших размеров, у которой круглая щетина, лучше пользоваться большой плоской кистью, которая с помощью одного движения сможет окрасить внушительный участок поверхности.

Труднодоступные места красят так называемыми угловыми кистями. Это позволяет значительно экономить время.

Форма имеет значение